Консультация для воспитателей
муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования
город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 117 «Мир чудес»
Консультация для
воспитателей:
«Как воспитать
любовь детей к русской народной культуре»
Воспитатель:
Кравчук Е.В.
Народная культура –
кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Одной из
основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является
формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее
богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Именно поэтому, в дошкольном
детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную
природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную.
Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.
Приобщение
детей к русской народной культуре осуществляется посредством взаимосвязи
дошкольного учреждения с социальными институтами, семьями воспитанников.
Воспитание у
дошкольников патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской
народной культуры, предусмотрено через решение следующих задач:
1. Воспитывать у детей чувство любви,
долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей
родине, родным местам, русскому народу.
2. Формировать умения восстанавливать
связи между прошлым, настоящим и будущим.
3. Развивать в ребенке способность к
пониманию культуры своего народа и позитивном отношению к культуре других
народов.
Направления для перспективного плана:
1.
знакомство с национальным бытом;
2.
знакомство
с русским народным творчеством;
3.
знакомство
с русскими народными играми;
4.
знакомство
с традициями;
5. знакомство с народными праздниками.
Задачи по
каждому из направлений решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач
прослеживается от возраста к возрасту.
Решение
поставленных задач предусматривает использование следующих форм: ОД, игровую
деятельность, экскурсии, праздники, театрализованную и самостоятельную
деятельность.
Формирование
нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской
народной культуры основано на общеизвестных принципах:
·
принцип
близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал
должен быть с постепенным усложнением;
- принцип
доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию
дошкольников;
- принцип
научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых
дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и
чувственных ощущений детей
- принцип
наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у
детей интерес и эмоциональный отклик;
- принцип
исторической последовательности обобщающих факторов;
- принцип
комплексного и интегративного подхода – приобщение дошкольников к истокам
русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности
в системе образовательного процесса, предлагается использование различный
видов и форм взаимодействия с детьми;
- принцип
тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Приоритетными остаются методы и приемы:
- Проблемно-поисковые вопросы;
- Введение нового персонажа;
- Разбор пословиц и поговорок;
- Творческие задачи;
- Объяснение происхождения слов;
- Метод аналогии;
- Работа с моделями и схемами.
Направления:
1.
Знакомство с национальным
бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной
культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над
созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского
быта пополняется организованный в группе мини-музей. Известно, что окружающие
предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка –
развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие
предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство
красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего
возраста понять, что они – часть великого русского народа.
2.
Дошкольники
продолжают знакомиться с русским
народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые
разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской
народной кухней», расширяя представления детей о русской народной культуре.
3.
Дети знакомятся с особенностями русских народных игр. Хочется
отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот,
способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских
народных играх используем заклички, считалки, приговорки.
4.
Знакомство с традициями.
Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме преподносится что-то
познавательно новое Знакомство с
русскими народными праздниками можно проводить через следующие
мероприятия: викторины, развлечения, праздники такие как «В гостях у бабушки
Загадушки», «Ты открой сердечко – доскажи словечко», «Закликание весны» и др.
В течение
года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные
знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот
период занимает практическая деятельность детей.
Немаловажную
роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группе
рекомендуется создать мини музей «Русский народный уголок», где дети получат и
пополнят знания о самобытности, колорите русского народа, русской души,
русского характера. Где будет накоплен богатый материал: дидактические игры и
пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной
кухней, народными играми, промыслами, бытом.
При работе по
ознакомлению детей с русским народным творчеством рекомендуется использовать
такие дидактические пособия: «Где загадка – там отгадка», «Умная пословица –
недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др.
Рекомендуется
читать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет
добром, теплом, лаской. Можно использовать это в режимных моментах (мытье рук,
укладывание на сон, при одевании и раздевании).
Конечно же, в
этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей. Для них можно
провести:
- анкетирование «Традиции семьи»
- консультации «Моя Россия».
«История одной вещи»;
- мастер – класс «Как сделать
книжку-малышку»;
- оформить различные выставки:
«Предметы старины далекой», «У моей мамы руки золотые »и т.д.
Много нас
живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в
нашей стране. У каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно
ценить и понимать других людей.
Ценность
народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было
материальными благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под
сомнение само чувствование народа.
Комментарии
Отправить комментарий